Конфеты - одно из древнейших лакомств. Пионерами приготовления конфет считаются древние египтяне. Они брали финик и покрывали его медом. Получалось небольшое кондитерское изделие, состоящее из оболочки и начинки.
Конфета, в общем, получалась.
Само слово "конфеты" принадлежит итальянцам. Правда, его придумали не гастрономы, а аптекари. Так называли засахаренные фрукты, которые тамошние врачи прописывали своим пациентам.
Пациенты не отказывались принимать это лекарство.
Притом слово "конфеты" - как и все медицинские термины - имеет латинские корни. Confectio - значит, "ремесленное изделие".
В России тоже делали засахаренные фрукты. Первые же настоящие конфеты появились в XV веке. Это были разноцветные леденцы на палочке - в форме домика, рыбы, белки или же елки. Но классическая форма - петушок на палочке - возникла только в 1870-е годы. Парадокс!
Первые же конфеты - полноценные произведения кондитерского искусства - Россия узнала достаточно поздно - в XVIII веке. Их тогда называли конфектами, а не конфетами.
Они были привозными и довольно долго оставались лакомством русской элиты. Считалось нормой, будучи в гостях, украсть понравившуюся конфету. Чтобы потом собственный повар попытался воспроизвести нечто подобное.
Со временем в России появилось и промышленное производство. Однако, конфеты еще долго считались диковинкой, притом не дешевой. Их продавали уложенными в бонбоньерки - от французского слова "конфета", bonbon. Бонбоньерки были металлические, деревянные, фарфоровые. Их оформляли лучшие художники.
Сама конфетная коробка уже стоила приличных денег.
Ближе к концу XIX века конфеты сделались демократичнее. Бонбоньерки заменили на обычные бумажные кульки. А разнообразие русских конфет поражало. Шоколадные, ириски, леденцы, суфле, пралине, марципаны.
Разнообразие названий тоже поражало. "Гоголь", "Белый генерал", "А ну-ка отними", "Царская карамель", "Наука", "Карточная карамель", "Дон Жуан", "Семь блаженств холостых", "Лаун теннис", "Снегурка", "Арлекин", "Веселая вдова".
Пользовались популярностью конфеты под названием "Утиные носы" кондитерского товарищества Алексея Ивановича Абрикосова сыновей. А некоторые дореволюционные конфеты выпускают до сих пор - "Красный мак", "Мишка косолапый", "Раковые шейки", "Белочка".
Конфеты вне политики, и им перевороты не страшны.
Зато их нередко использовали для просвещения народа. В частности у Эйнема выпускалась серия конфет под названием "Наигромаднейшие в мире сооружения".
Там, например, были египетские пирамиды и московский Царь-колокол.
Тот же Эйнем заказал композитору Карлу Фельдману "Шоколадный вальс", "Вальс-монпансье", "Танго какао" и "Кекс-галоп". Ноты этих музыкальных шедевров прилагали к соответствующему сорту конфет.
Мастера рекламы изощрялись кто во что горазд. Искусствовед Илья Шнейдер писал: "Если вы покупали коробку конфет в кондитерской Абрикосова, то, помимо обязательного приложения к ее содержимому в виде засахаренного кусочка ананаса и плиточки шоколада "миньон", завернутой в серебряную фольгу, в коробочке лежала еще небольшая толстенькая плитка шоколада в обертке из золотой бумаги с наклеенной на нее миниатюрной фотографией Шаляпина или Лины Кавальери".
Тот же Абрикосов для того, чтобы заинтересовать мужское население Москвы и таким образом расширить рынок сбыта, в часть своих магазинов нанимал либо только красивых брюнеток, а в другую часть только красивых блондинок. Для почитателей либо такого, либо такого типа барышень.
В борьбе же за детскую аудиторию Абрикосов придумал делать конфеты в виде забавных зверей. Первым был выпущен зайчик.
А на день рождения предпринимателя Николая Александровича Найденова ежегодно доставляли от Эйнема громадный торт, увенчанный роскошным рогом изобилия. Рог же, в свою очередь, наполнен был конфетами - лучшими из ассортимента на тот момент.
Торт регулярно посылал Найденову один купец из города Ельца - в благодарность за оказанную некогда услугу.
Конфеты год от года становились популярнее, их начали выпускать даже булочники. В частности, знаменитый московский Филиппов. Он производил конфеты: "Фавн", "Спящая Царевна" и "Царь Салтан".
Продавались конфеты-обманки - деревянные, но в настоящих фантиках. Страшно даже представить, сколько зубов было разрушено через этот веселый приятельский розыгрыш.
Торговали конфетами и уличные разносчики. Их продукция была дешевле, но делали ее по большей части из картофельной муки и разноцветных красок, с разными душистыми эссенциями. Тем не менее, эти конфеты покупали.
А некому актеру в бенефис преподнесли 12 килограммов конфет. Интересно, что спустя несколько дней в том же театре, тоже в бенефис преподнесли целых четыре портсигара, но уже актрисе. Этот курьез с удовольствием обсуждали в богемных кругах.
В советское время конфеты утратили внутреннюю букву "к" - из конфект превратились в конфеты. Но любить их от этого меньше не стали. И на фасаде знаменитого московского "Дома Моссельпрома" художники-конструктивисты Александр Родченко и Варвара Степанова изобразили колоссальную конфету "Мишка косолапый". Но подписали ее по-старинке - "Конфекты".
Конфеты сделались самым демократичным лакомством. Что предложить гостям к чаю? Торт и пирожные - чересчур пафосно. Выпечка - простовата. Восточные сладости - на любителя. Шоколадная плитка - вообще вещь в себе. А вазочка с конфетами - идеальный вариант.
Конфетами уместнее всего угостить девушку во время романтической прогулки. Недаром завязку романа называют "конфетным периодом".
И так было всегда. Конфеты служили завязке приятных знакомств. "Петербургская газета" поместила в 1906 году частное объявление: "Обаятельную даму, сидевшую 17 октября в "Аквариуме", на опере "Кармен" в 4 ряду, мило лакомившуюся конфектами из ридикюля, не догадавшуюся предложить их томившемуся одиночеством соседу, просит обиженный сосед свидания или адреса для переписки."
Надеюсь, что у них все будет, то есть, было хорошо.