Михаила Сперанского в первую очередь знают как великого законотворца и реформатора. Но он, помимо этого был и незаурядным педагогом. После окончания Александро-Невской духовной семинарии, Михаил Михайлович остался там в качестве преподавателя. Естественно-научные дисциплины, математика, физика, философия, красноречие - его компетентность была безгранична. Но потом он все же выбрал карьеру государственного деятеля.

Между тем, у Сперанского были довольно интересные педагогические наработки. Он, например, считал, что каждый гимназист должен стремиться к получению университетского образования. Планка должна быть высока.
Сперанский писал: "Это есть очевидное и принятое во всей Европе свидетельство классического образования, без коего и ученым, и умным быть можно, но слыть таковым нельзя, а в свете не только должно быть, но и слыть".
Он знал жизнь.
Михаил Михайлович был большим противником домашнего образования - хотя бы потому, что подобным образом нельзя научить "той общежительности, той развязаности и ловкости, которая приобретается не иначе, как обращением с людьми с ребячества и трением страстей, желаний и мыслей".
Огромное внимание уделял чтению, притом на разных языках: "Поставь ученика, чтоб он разумел читать хорошие книги, читай их с ним и требуй у него отчета в его чтении".
Впрочем, нельзя сказать, что педагогические таланты Сперанского полностью пропали даром. Ведь именно он, практически с нуля, придумал новое образовательное учреждение - легендарный Царскосельский лицей. Школа же в его родном селе Черкутине была основана именно в 1872 году именно в память об этом великом человеке.