Потешная свадьба петровского шута Филата Шанского

О шутовских свадьбах мы знаем из романа Ивана Лажечникова "Ледяной дом". Иван Иванович описывал реальное событие - свадьбу царского шута Михаила Голицына-Квасника и шутихи Евдокии Бужениновой. Эта сомнительная, если не сказать гнусная - с нравственной точки зрения - история произошла в 1740 году, при императрице Анне Иоанновне. Но не только "царица престрашного зраку", как называл ее Валентин Пикуль, любила подобные аттракционы. Одна из шутовских свадеб состоялась при Петре I в 1702 году в Лефортовском дворце.

Свадьба шута Шанского.

Женили царского шута Филата Пименовича Шанского. Он был участником Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора, фигурировал под кличкой "Полестинский архиерей".

Петр любил этого шута. Будучи на одном из Тульских заводов, писал думному дьяку Андрею Виниусу: "Архиерея Полестинского... на встречу к светлейшему, на заводы, со всем убором". Шанский сопровождал Петра и в его поездках по стране, и за границей.

В первый день шутовской свадьбы все приглашенные собрались у Кремля и во главе с Петром и Меншиковым проследовали в Немецкую слободу. При этом иностранцы были одеты в исторические национальные костюмы своего народа.

Голландский путешественник Корнелиус де Бруин описывал свадьбу шута: "Званы были все знатные обоего пола персоны и велено им приезжать в самом старинном российском платье. Кушанье изготовлено было по русски, да и напитки были только горячее вино, да мед, чем оные и подчиваны. Трактамент сей и убор, в коем находились, гостям очень не мил был, чему Государь весьма радовался, и смеючись им сказал: Предки наши едали и пивали сие: и старинные обычаи, как многие говорят, лучшие".

Всего было приглашено около 500 человек.