Подмосковный дачный рай
Еще до революции здесь был типичный подмосковный дачный рай. Разве что у большевистских идеологов были к нему свои претензии. "Иллюстрированный путеводитель по окрестностям Москвы" писал: "Поповское засилье резко чувствуется во Внуково. Спортивной площадки нет. Не видно театральных плакатов, следовательно, и театральная жизнь во Внукове бездействует".

В основном же все было вполне приемлемо.
Именно здесь впоследствии выделили просторные участки для видных работников кинематографа. Произошло это после того, как старый большевик Борис Шумяцкий сказал Сталину: "Кинематографисты жалуются, что им негде отдыхать. Завидуют театральным работникам, у которых дачи со времен Чехова остались. Чем им проситься в Карловы Вары, пусть лучше у Москвы-реки сидят".
Сталин отреагировал положительно. И на земле, некогда принадлежавшей помещикам Абрикосовым, разместились уделы Леодина Утесова, Исаака Дунаевского, Игоря Ильинского, Григория Александрова, Любови Орловой, Василия Лебедева-Кумача и прочим знаменитостям.
Разумеется, внуковским дачникам и жителям окрестных мест подобное соседство было, мягко говоря, некстати. Непрерывный рев мощнейших авиационных двигателей способен омрачить существование даже самому спокойному человеку. Правда, поэт Лев Озеров посвятил аэропорту короткое стихотворение, написанное именно с позиций внуковского обывателя и при этом откровенно восхищенное. Оно так и называлось - "Внуково":
Я живу по соседству с громом, По соседству с аэродромом, В проходном дворе я живу. Взлет и - с веток сыпется иней, Взлет и - нити авилиний В сети впутали синеву. Я живу на станции этой - По соседству со всей планетой.
Но Лев Озеров явно лукавил.
Дача звездной семьи
Самой роскошной считалась здесь дача двух великих советских кинематографистов, звездной пары номер один - режиссера Александрова и актрисы Любови Орловой. Поговаривали, что даже у самых высокопоставленных кремлевских деятелей нет таких чудесных дач. Они получили целый гектар подмосковной земли в числе первых - в 1937 году. В соседях оказались Лебедев-Кумач, Утесов, Дунаевский.
Это счастье было им подарено не просто так, а за конкретный фильм, "Веселые ребята". Поначалу тот фильм приняли настороженно, обвиняли авторов в подражании кинематографу капиталистов и, соответственно, в пропаганде капиталистического образа жизни. Но Сталину картина неожиданно понравилась. "Так смеялся, будто два месяца в отпуске побывал", - сказал он. После чего обличители отправились сушить сухари, а Александров с Орловой принялись обустраиваться во Внукове.
Справедливо рассудили: раз уж прет, то нужно еще крепче оседлать эту волну. Поэтому сделали дачу по аналогии с особняком Чарли Чаплина. Особо въедливым поясняли: здесь будут в гостях европейские и американские знаменитости, они должны видеть, что звезды советского кинематографа живут не хуже, чем у них.
"Деревянный штакетник весело пестрил"
Одна из родственниц описывала этот дом: "Деревянный штакетник весело пестрил, не разрушая зеленую массу пейзажа. Только ворота с калиткой были сплошными, из широких досок, с козырьком из красной черепицы. Такая же черепица накрывала и дом, спрятавшийся в глубине участка. От ворот вела широкая песчаная дорога, сворачивала налево к крыльцу. Деревянные ступеньки обрамлены массивными и низкими оштукатуренными стенками. И вот она - дверь. На фоне белого фасада - темно-коричневая, тяжелая, дубовая. Ручка висит чугунная, кованая, в форме сердца. Над ней - маленькое окошечко. В него удобно посмотреть изнутри на пришедшего. И оно тоже в виде сердца. Знаки любви встречают вас уже на пороге.
Коридор, налево - кухня и туалет, направо - две небольшие смежные комнаты. Коридор приводит в огромную, метров 60, гостиную. Слева - массивный и длинный мореного дуба стол с двумя во всю его длину дубовыми же темно-коричневыми скамьями. В торцах стола тяжелые и прочные квадратные табуреты. И стол, и скамьи, и табуреты опираются на дубовые сердца - усеченным углом вниз".
А чтобы дачные стены не впитывали в себя запахи кухни, готовили для супругов на их московской квартире. После чего шофер привозил блюда во Внуково, где экономка, она же троюродная сестра Александрова, все разогревала и подавала на стол.
На соседских дачах
Впрочем, дачи упомянутых соседей тоже не отличались чрезмерным аскетизмом. Кто-то из завистников даже вывел на заборе утесовского особняка чуть измененные слова одной известной песни из его репертуара: "Нам песня - строить, им - жить помогает".
Действительно, в гостях у знаменитой пары побывали многие - Софи Лорен, Клаудия Кардинале, Жан Маре, Федерико Феллини, Марчелло Мастроянни. Да и советский бомонд не обходил стороной эту дачу – Марк Бернес, Геннадий Бортников, Татьяна Доронина, Ирина Мирошниченко, поэт Джемс Паттерсон, сыгравший негритенка еще в одном культовом фильме Александрова с Орловой в главной роли - "Цирк" по сценарию Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева.
Разочаровавшихся в той даче не было. Красный рояль, камин, ванна, утопленная в пол, антикварный диван Григория Александрова - все это впечатляло. На стенах - картины самого Пикассо.
Не удивительно - на время строительства дачи Любовь Орлова потребовала увеличить ее гонорар за концерт с 750 рублей (максимальная ставка в то время) до совершенно невиданных 3300 рублей. И ей пошли навстречу.
Не стареть
Впрочем, жизнь самой Орловой райской нельзя было назвать. Она поставила перед собой задачу: не стареть. И ради этого, фактически, отказывалась от комфорта, ею же созданного. Самодисциплина забирала все, расслабиться не позволяла.
Внучатая племянница Орловой вспоминала: "Как-то, открыв калитку их дачи своим ключом, я вошла и увидела ее фигурку в конце песчаной дорожки. Я подошла, взяла ее за руку и обнаружила, что в руке у нее маленькая гантелька: "Не мешай, это для осанки"".
И таких "гантелек" было множество.
А главная заслуга в создании внуковского уюта действительно принадлежит именно Любови Орловой. В этом отношении она не доверяла никому - сама придумывала и сама воплощала придуманное. Лиля Брик писала: "Была на даче у Любови Петровны Орловой. У них очень хорошо. Ничего дорогого, но со всякими невинными затеями и привезенными отовсюду цацками. Хорошо придумана в столовой горка для фарфора и хрусталя - между оконными рамами: посуда на полках видна и из столовой и из сада. Чудная крытая терраса на уровне газона, камин, весь увешанный какими-то медалями, жетонами и амулетами и т. д.".
После смерти звезды
Студенческий приятель внука звездной пары и нынешний владелец легендарной дачи Александр Добровинский вспоминал о том периоде, когда Орлова уже умерла, а Александров все еще работал. Он был в командировке, и наследник с приятелями и девушками из балета поехали туда на уикенд: "На даче девчонки с интересом разглядывали галерею фотографий: Орлова и Хрущев, Александров и Софи Лорен, Александров и Орлова на вилле у Чарли Чаплина в Швейцарии, Марлен Дитрих и Орлова. После того, как осмотр галереи был закончен, Оля как-то по-хозяйски спросила, где спальня... Через пять минут со второго этажа до нас с Гришей долетели восторженно-удивленные вопли гостей. Мы побежали по лестнице наверх. В ванной комнате стояли, потрясенные увиденным, две обнаженные балетные красотки и с восторгом смотрели на чудо.
Чудом "работала" утопленная в пол ванна. Для нормального советского человека начала семидесятых это был практически Париж или хотя бы Нью-Йорк. Кордебалет попросил разрешения принять ванну, для чистоты эксперимента. Потом позвали в ванну меня. Затем пришел Гриша со своим "Бифитером" и тоником. Воды в ванной уже не было, она давно вышла из берегов".
Дачу нередко арендовали для съемок - фильма "Казус Кукоцкого", клипа Алсу "Зимний сон".
Сейчас дом используется как жилой. А рядом планируют выстроить музей Любови Орловой.