Корабельное кладбище в Кожуховской бухте

Умирающие корабли

Сама по себе эта бухта ничего особенного не представляет. Это, строго говоря, даже и не бухта. Так, небольшой изгиб береговой линии.

Причал Кожухово.

Она интересна другим. Здесь расположена так называемая стоянка флота "Кожуховская бухта". Теоретически здесь должны ремонтировать старые корабли. Фактически, они тут очень красиво, живописно умирают.

Не удивительно, что бухта сделалась местом паломничества городских романтиков. Благо всерьез тут охраняется одна лишь станция МЧС. Все остальное, в принципе, доступно для осмотра. Надо только знать, как подойти - от улицы Трофимова по очень ненадежной и со стороны практически не видной деревянной лестнице.

А на некоторых судах даже живут ремонтники. Впрочем, ремонтники или же кто еще? Вопрос. Сурового, прошедшего огонь и воду морского волка иногда не просто отличить от такого же бывалого городского бомжа.

Еще совсем недавно эта бухта не выделялась ничем вообще. Стояла на причале пара дебаркадеров - и все. Зато сейчас здесь очень много ржавого железа, облупившейся краски, битого стекла и славного прошлого.

"Святитель Николай" преворщается в питейное заведение

Вот совсем почти новое (по крайней мере, на вид) темно-синее судно с надписью "Премьер" на борту. Его судьба богата и красноречива. До 2008 года это был пароход "Святитель Николай". Принадлежал он фирме "Патерик", возил паломников. На борту красовалась часовня, благословил корабль сам Патриарх Всея Руси.

Потом его купило предприятие "Московский банкетный флот". Корабль сделался плавучим кабаком. А еще раньше, до паломников судно принадлежало Сухонскому речному пароходству. Оно ходило в студеных водах Марфо-Мариинской системы, по Вологде и по Шексне, причаливало к пристаням Череповца и той же Вологды, но только уже города, а не реки. Судно в то время называлось гордо - "Николай Щетинин", в честь героя Советского Союза Николая Ивановича Щетинина, который, правда, совершил свой подвиг не на северной Шексне, а на Днепре, но главное, что на реке.

Построили же этот пароход в 1961 году, и поначалу он носил скромное имя "ВТУ-321".

Страшно представить себе, сколько там было выпито, и сколько намолено, сколько бурлило высоких страстей и презренных страстишек. И теперь это судно - заслуженный пенсионер.

Величие "Царицы Елены"

Процитируем теперь один рекламный сайт. "Роскошь и изысканность становится шедевром лишь в сочетании с уникальностью. Великолепный теплоход Царица Елена - это настоящий шедевр современного судостроения, не имеющий себе подобных, о чем заявляет его гордое имя и потрясающий экстерьер. Это корабль - мечта, корабль - шик, корабль для истинных царей и цариц. Любое ваше мероприятие, площадкой для которого станет это судно, запомнится даже самым искушенным гостям. Если вы ищете нечто поистине оригинальное и хотите подарить присутствующим неповторимую атмосферу, значит аренда теплохода Царица Елена для организации торжества это определенно то, что вам нужно. Пароход Царица Елена - суперсовременный колесный пароход в Москве".

В разделе "Организация мероприятий" скромно значится: "Страница в разработке". А раздел "Отзывы" заканчивается 2014 годом. Не удивительно - ведь в то время "Царица Елена" причалила к Кожуховской бухте, и у нее началась новая жизнь, очень мало похожая на царскую. Если бы существовало кладбище интернет-сайтов, этот интернет-ресурс тоже отдал бы там швартовы.

Судно же сконструровали в 2008 году для личных нужд богатого семейства. Но что-то не сложилось, и "Царице" пришлось по сходным ценам обслуживать свадьбы, корпоративы, дни рождения и выпускные балы. А потом утихомириться на знаменитом кладбище-причале.

"Атаман Платов" и другие

Теплоход "Атаман Платов" тоже знал лучшие времена. Он был построен в городе Великий Устюг в 1960 году. Возил советскую интеллигенцию по льготным профсоюзным путевкам. Читальный салон, музыкальный салон, комплексное питание, удобства на этаже.

Зеленая стоянка. Не опаздываем на экскурсию. Полтора часа - свободное время.

Но в 2005 году "Атаман Платов" кардинально поменялся. Он стал так называемым арендным теплоходом VIP-класса теплоходной компании "Теплоход". Роскошные каюты, каждая - с собственным санузлом, телевизионной панелью и дизайнерской мебелью. Кинотеатр с удобными диванами. Отопление. Климат-контроль. Банкетный зал.

Аренда этого красавца стоила немалых денег. А сегодня он доступен каждому бомжу.

Еще один арендный теплоход - "Вещий Олег". Сауна, джакузи, натуральный дуб в отделке интерьеров. Вот они - остатки былой роскоши. 

А вот скромный прогулочный теплоход "Москва-24". Но он только кажется скромным, а на самом деле перед нами почетный юбиляр. Это тысячное судно, сооруженное на Московском судостроительно-судоремонтном заводе.

"Ямал". "Анапа". "Тихвин". "Вега". Проржавевшая насквозь посудина с надпись от руки: "Хардкора до упора". Даже не понятно, что это такое было.

Заводское прошлое

По иронии судьбы, недалеко от Кожуховской бухты, в Нагатинском затоне еще несколько лет назад действовал Московский судостроительный и судоремонтный завод. Все началось в 1933 году, когда Совет Народных Комиссаров СССР принял решение - в связи со строительством канала имени Москвы - открыть новый судостроительный завод. И уже в 1936 году он приступил к работе.

С того времени там сконструировали более 1800 судов. Буксиры, нефтесборщики, мусоросборщики, прогулочные, скоростные пассажирские, буксиры-толкачи и водолазные катера.

Наступили новые времена, и завод решил этим воспользоваться. Здесь начали строить суперяхты. Подошли к делу со всей основательностью, даже оборудовали совершенно новые для этого производства, интерьерные цеха.

А потом роли поменялись, и новые - еще более новые - времена воспользовались заводом. Он мог бы и дальше работать. Но не судьба. Сейчас там возведен очередной элитный (правда, он снаружи таковым не выглядит) жилой комплекс, на заводском сайте продают квартиры, а суда, нуждающиеся в ремонте, брошены умирать в Кожухове.

Ирония судьбы бывает очень злая.

Романтика наоборот

"Гатлинг посмотрел в подзорную трубу. - Открытая вами гавань имеет чертовски странный вид, Симпкинс. Эта "гавань" тянется на много миль: мачты и трубы и опять мачты... Но обратите внимание: ни одна труба не дымит, а мачты... Их оснастка, паруса?.. Посмотрите, мисс Кингман, - и Гатлинг передал ей подзорную трубу. - Да, это скорее какое-то кладбище кораблей, - воскликнула Вивиана. - Мачты и трубы изломаны, от парусов остались одни клочья".

Это Александр Беляев, "Остров погибших кораблей".

"Едва ли что-либо в мире могло быть печальнее зрелища этого громадного кладбища. Море хоронит погибшие корабли, земля - людей. Но это кладбище оставляло своих мертвецов открытыми, при полном свете горячего солнца. Приходилось ступать с большой осторожностью. Полуистлевшие доски дрожали под ногами. Каждую минуту путешественники рисковали провалиться в трюм. На этот случай каждый из них имел по веревке, чтобы оказать помощь друг другу в нужную минуту. Перила обваливались. Обрывки парусов при одном прикосновении рассыпались в прах. Везде толстым слоем лежали пыль тления и зелень гниения... На многих палубах валялись скелеты, блестевшие на солнце белизной костей или темневшие еще сохранившейся кожей или лохмотьями одежды. По расположению скелетов, по проломленным черепам можно было судить о том, что обезумевшие перед смертью люди ссорились, бунтовали, бесцельно и жестоко убивали друг друга, кому-то мстя за страдания и погубленную жизнь".

Кладбище и жизнь

Тема корабельного кладбища издавна притягивала, завораживала писателей. В основном, конечто же, фантастов, создателей своих собственных миров.

А это Александр Грин, "Капитан Дюк": "Прозрачный день гас, и солнце зарывалось в холмы, когда Фук и Сигби, с присохшими от жары языками, вступили на вязкий песок "Кладбища кораблей". Тишина, глубокая тишина прошлого окружала их... Среди остовов барж и бригов, напоминающих оголенными тимберсами чудовищные скелеты рыб, выглядывала изредка полузасыпанная песком корма с надписью тревожной для сердца, с облупленными и отпавшими буквами. "Надеж..." - прочел Сигби в одном месте, в другом - "Победитель", еще дальше - "Ураган", "Смелый"... Всюду валялись доски, куски обшивки, канатов, трупы собак и кошек. Проходы меж полусгнивших судов напоминали своеобразные улицы, без стен, с одними лишь заворотами и углами".

Разумеется, такие кладбища появлялись тут и там в войну. Вот мемуары Ю. А. Пантелеева: "Кладбище кораблей оживало. Получив «разрешительную записку», военморы снимали со старых судов оборудование, механизмы — все, что могло пригодиться при ремонте боевых кораблей, намеченных для восстановления".

Здесь же не выдумка, и не война. Приходи, наблюдай, проникайся атмосферой.

Медленно поворачивается портовый кран. Жизнь на корабельном кладбище пусть не бурлит, но все же теплится. Речной трамвай - он на ходу, его можно зафрахтовать - вот прямо здесь, на удобное время. Стоят художники с треногами. Медленно, но неизбежно подступает сюда и городское благоустройство, которое рано ли, поздно ли, все подомнет под себя.

Кладбище кладбищем, а жизнь продолжается, и пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов.