Кербель родился 7 ноября 1917 года. Так вот ему повезло. Детство прошло в Смоленске, учился в Ленинграде, а потом в Москве. Первая серьезная работа - Мемориал павшим советским воинам в Берлине, в парке Большой Тиргартен. Но москвичам, конечно же, в первую очередь известен кербелевский Карл Маркс.
Памятник был торжественно открыт в 1961 году, в канун XXII съезда КПСС - так специально подгадали. Он очень понравился тогдашнему главе государства Никите Хрущеву. Никита Сергеевич говорил: "Скульптурный образ Карла Маркса будет стоять в Москве, и люди будут приходить сюда, чтобы засвидетельствовать свое уважение и признательность великому мыслителю и революционеру".
Вероятно, он сам в это верил.
Правнук Маркса, французский художник Фредерик Лонге выразил сдержанную благодарность: "Спасибо вашему народу за то, что он создал в самом центре мира такой вдохновенный монумент".
Борис же Полевой писал в статье "У памятника Карлу Марксу" о том, с какими трудностями тяжеленную гранитную глыбу для Маркса доставили в Москву: "Соединившись в одну гигантскую упряжку, могучие разоруженные танки тащили этот камень прямо по полям на огромном стальном листе... два паровоза общими усилиями тянули необыкновенный груз... рабочие столицы тоже на уникальной автоплатформе провезли монолит по Москве, выбирая глухие улицы, чтобы не повредить подземных коммуникаций".
Кстати, в 1991 году его именно из-за этого и не снесли - не справились, слишком тяжелый.
Кербелю принадлежит самый высокий памятник Ленину в Москве. Он был установлен в 1985 году на Октябрьской (ныне - Калужская) площади. Это не оригинальная работа, а копия другого кербелевского памятника, сделанного им для Биробиджана. Но одним повторением Лев Ефимович не ограничился - биробиджанский памятник был воспроизведен еще и в подмосковных Одинцове и Краснознаменске, в Каменск-Шахтинске и Семикаракорске Ростовской области, Аскарове ( республика Башкортостан), Бирюче (Белгородская область) и еще нескольких городах.
Высота памятника - 22 метра, вес - 200 тонн. Можно сказать, что с московской копией Кербель успел вскочить в последний вагон уходящего поезда - спустя несколько месяцев началась горбачевская перестройка и "лукичи", как называли в народе многочисленные памятники Ленину, сделались не актуальны.
Одна из последних работ Льва Ефимовича - памятник Петру Первому на Измайловском острове, в центре Серебряно-Виноградного пруда. Она была открыта в 1998 году. Этот памятник не так монументален, как другие кербелевские скульптуры, зато насыщен множеством символов.
Тяжелая мантия обозначает Россию, а также монаршую власть. Под мантией - костюм рабочего - трудолюбие Петра и его близость к народу. Ботфорты тоже неспроста - они, в противовес лаптям, символизируют прогресс. Больше того, по первоначальному замыслу скульптора один из ботфортов должен был украсить рыцарский доспех, а на другом доспех отсутствовал. Это указывало на разнообразие Петровых интересов и талантов.
Якорь и канат - дань трехсотлетию русского флота. Правда, его отпраздновали двумя годами раньше, а с памятником несколько припозднились. Впрочем, появление этой скульптуры осталось практически незамеченным - москвичи пребывали в некотором шоке от другого памятника Петру Первому - работы скульптора Зураба Церетели, в самом центре города и совершенно циклопических размеров.
Лев Кербель скончался в 2003 году, в возрасте 85 лет. За год до смерти он завершил свою последнюю работу - Мемориал экипажу атомного подводного крейсера "Курск". У нее есть второе название - "Скорбящий моряк". Она изображает моряка со снятой бескозыркой и наклонившуюся подводную лодку, видимо, взявшую курс на свое последнее погружение. Здесь все предельно просто и, как ни странно, это - один из самых удачных памятников Льва Ефимовича. Он стоит у входа в Музей Вооруженных Сил.
* * *
Сейчас во дворе бывшей мастерской можно увидеть несколько работ Льва Кербеля. В самом здании - разные организации. Ощущение неуместности, заброшенности. Так бывает, когда и не нужно, и выбросить жалко.
Эпоха Льва Кербеля ушла безвозвратно. Его величавые и пафосные монументы вызывают в основном иронию. Ну кто сейчас придет в священный трепет от гигантской головы Маркса? Никто, включая современных леваков. Да и в советскую эпоху памятнику дали кличку "Холодильник с бородой".
Современная городская скульптура - легкая, живая, соразмерная и самоироничная, по ней лазают дети. А статуи Кербеля стали историей не только в качестве запечатленных им героев прошлого, но и сами по себе.