Ярославский самородок Суриков
Суриковский литературно-музыкальный кружок или, коротко, суриковцы - творческое объединение, возникшее под эгидой И. З. Сурикова. То есть к художнику Василию Сурикову оно никакого отношения не имело. В летнее благословенное время суриковцы собирались в Крылатском.

А впрочем, все по порядку.
Иван Захарович Суриков родился в 1841 году в ярославской деревне. Вышло так, что его имя затерялось, но многие стихотворения этого поэта-самородка помнит каждый. К примеру, "Детство":
Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой.
И в 1872 году он решает помочь таким же крестьянским самородкам, сочинителям и музыкантам, каким был когда-то он сам. Все началось с публикации коллективного сборника. Сборник, однако, не пошел. А в 1880 году поэт скончался от туберкулеза.
Дело Сурикова продолжается
Дело, однако, продолжалось. После смерти основателя кружок вели три литератора - Иван Белоусов, Матвей Козырев и Савва Дерунов. Правда, продолжалось вяло - за 25 лет было выпущено только три сборника, тоже, по большому счету, оставшиеся незамеченными.
Николай Телешев вспоминал: "Это не были громкие имена, это были труженики литературы и скорее неудачники, но многих из них назвать бесталанными никак нельзя. Они впоследствии образовали свой литературный кружок, которому дали название "Суриковского" - в память поэта Сурикова Ивана Захаровича, выходца из крестьянских низов и, в силу нужды, торговца углем и старым железом…
Некоторых писателей из народа, уже печатавших свои работы по большим журналам, встречал я у Златовратского - как молодого Гаврилова Федора Тимофеевича, как Николая Артемьевича Лазарева, писавшего под псевдонимом "Н. Темный", - но со многими познакомился позже, когда они очень ласково приглашали меня на свои литературные собрания, то малые, то весьма расширенные… Люди эти, за немногими исключениями, мало были замечены при жизни, но они представляли группу, достойную какого-то внимания, хотя бы и запоздалого".
Но в 1903 году суриковцы начали объединяться с другими подобными течениями. И довольно скоро под знаменем суриковцев собралось около сотни писателей.
Кружок матереет
В 1905 году был составлен новый Устав объединенного общества. В нем говорилось: "Суриковский кружок имеет целью объединить писателей, общественных деятелей и музыкантов, вышедших из народа и не порвавших с ним духовной связи. Членами кружка могут быть лица, живущие в Москве, а также и в провинции. Желающие вступить в действительные члены должны подать об этом письменное заявление и указать те повременные издания, где принимали или принимают участие; для членов-соревнователей это необязательно. В действительные члены могут также вступать лица и не имеющие печатных произведений, но которые могли бы прислать таковые в рукописном виде; могут вступать и музыкальные деятели, доказавшие кружку свою причастность к музыке".
То есть, все более чем демократично. Взносы же составляли 5 рублей в год (для членов-соревнователей - 1 рубль).
Тогда же вышел сборник "Под звон кандалов". Характер у сборника был антиправительственный. И на фоне политических событий того времени власти сочли нужным конфисковать весь тираж и инициировать судебный процесс против авторов "Звона". Разумеется, эффект был ровно противоположным - вчера еще мало кому интересные суриковцы неожиданно получили сверхмощную рекламу.
На пике своей популярности общество приступило к выпуску газет - "Простое слово", "Простая жизнь", "Наша пашня", "Доля бедняка" (1909—1912). Выходили и журналы, большей частью сатирические - "Остряк", "Балагур", "Рожок". Были и серьезные журналы - "Молодая воля", "Друг народа". К суриковцам присоединились имена, впоследствии весьма известные - Сергей Есенин, Николай Клюев, Сергей Клычков, Филипп Шкулев, Петр Орешин. Как известно, совместное посещение этого кружка (наряду с университетом Шанявского) способствовало сближению двух работников Сытинской типографии, Сергея Есенина и Анны Изрядновой.
Конфликт
Впрочем, Есенин пробыл в той компании недолго. В 1915 году он покинул кружок, разругавшись с его председателем, баснописцем С. Н. Кошкаровым. Сергей Александрович настаивал на строгом отборе текстов для публикации, говорил: "Надо создать настоящий художественный журнал. Слабые вещи печатать не годится!". А Сергей Николаевич отвечал: "Нельзя так: у нас много принятого материала".
В результате на стол баснописцу легло заявление, подписанное горячей рукой молодого стихотворца: "Настоящим заявляю, что работать в Кружке под председательством г. Кошкарова отказываюсь. Отказываюсь также быть членом редакционной комиссии".
Без Есенина
Жизнь бурлила. Кружок уверенно занял свое место в культурном пространстве России и не собирался его уступать. На литературно-музыкальном вечере, состоявшемся в 1911 году в польской библиотеке при костеле в Милютинском переулке играла музыка Рахманинова и Чайковского, Филипп Шкулев читал свои новейшие произведения, а Николай Телешов - чеховский "Разговор человека с собакой".
В Крылатском же по большей части занимались революционной пропагандой. Один из современников писал: "За Филями начинается березовый лесок, в котором выстроен небольшой балаганчик. При входе в рощу вывешены правила, определяющие таксу и предписывающие общее благочиние. Такса здесь невысока. Самовар, например, без чая и сахара стоит 25 коп. Продажа спиртных напитков и водки безусловно запрещена. В рощице разбросано около десятка столиков, которых в праздничные дни не хватает для нахлынувшей из города и дач публики, особенно, если приезжают воспитанники какого-нибудь учебного заведения".
Здесь-то и располагались кружковцы. Притом внешне их вылазки камуфлировались под познавательные экскурсии московских литераторов и музыкантов.
И про политику
Один из активистов, Г. Д. Деев-Хомяковский вспоминал: "Деятельность кружка была направлена не только в сторону выявления самородков-литераторов, но и на политическую работу. Лето после Ленского расстрела было бурное. Наша группа конспиративно собиралась часто в Кунцеве, в парке бывш. Солдатенкова, близ села Крылатского, под "заветным" старым вековым дубом. Там, под видом экскурсий литераторов, мы впервые и ввели Есенина в круг общественной и политической жизни. Там молодой поэт впервые стал публично выступать со своим творчеством. Талант его был замечен всеми собравшимися".
Дуб, под которым Сергей Александрович читал свои стихи, впоследствии разбило молнией. Многие исследователи полагают, что он был первым местом, где Есенин публично читал свои произведения. При этом в рядах слушателей были не только профессиональные писатели-кружковцы. Но и простая публика, совершенно неподготовленные местные крестьяне. Подходили, разумеется, и дачники, принадлежавшие к самым разным культурным и социальным слоям.
Таким образом Сергей Александрович, да и другие суриковцы имели возможность "обкатывать" свои стихи на самой что ни на есть широкой публике.
Тот же мемуарист писал про Есенина: "В течение первых двух лет Есенин вел непрерывную работу в кружке. Казалось нам, что из Есенина выйдет не только поэт, но и хороший общественник. В годы 1913 - 14-й он был чрезвычайно близок к кружковой общественной работе, занимая должность секретаря кружка. Он часто выступал вместе с нами среди рабочих аудиторий на вечерах и выполнял задания, которые были связаны с значительным риском".
Во время одного нелегального собрания в Крылатском произошла жандармская облава. Тут явно не обошлось без доноса. Практически все суриковцы были арестованы. Есенина в последний момент впихнули в какую-то кладовку.
Обстоятельства и вправду складывались так, что Сергей Александрович мог бы сделаться видным революционером. Но сам поэт иначе распорядился собственной судьбой.
Кружок просуществовал до 1933 года. Многие его активисты одновременно сделались членами Всероссийского союза крестьянских писателей.