Владимир Мясищев: его время еще не пришло

На месте филевского аэродрома

Улица Мясищева возникла в 2003 году. До этого она была всего лишь Проектируемым проездом N 1370. Улица и начинается у Филевского бульвара, и заканчивается у него же, образуя вместе с тем бульваром некое подобие прямоугольной трапеции, притом именно улица Мясищева является ее основанием. Улица полностью пешеходная, ее продолжительность - 800 метров.

Владимир Мясищев.

Не так давно на месте, занятом этой трапецией действовал аэродром филевского авиационного завода. Не удивительно, что улицу назвали в честь известного советского авиаконструктора Владимира Михайловича Мясищева. Он родился в 1902 году в Тульской губернии, в семье купца-второгильдейца. В 1918 году закончил в родном городе Ефремове реальное училище. Тогда же юноша и заболел авиацией. В маленьком городке неожиданно приземлился отряд красных летчиков, и это было самым ярким событием за все 16 лет его жизни.

В 1926 году Мясищев окончил Московское высшее техническое училище, в то время еще не носившее имени Баумана. А в 1929 - женился. Познакомился с девушкой в отпуске, в Крыму - и уже через три дня повел ее в ЗАГС. Он вообще был решительный парень.

Работал чертежником, затем конструктором. Дипломный проект посвятил цельнометаллическим истребителям. Трудился в ЦАГИ под началом Туполева. Разрабатывал крылья для АНТов. Занимался и фюзеляжами, и другими частями воздушных машин.

В "шарашке"

Первая серьезная работа началась, когда СССР закупил у американцев лицензию на легендарный "Дуглас". Именно Владимиру Михайловичу поручили налаживать серийное производство заокеанской легенды. И не ошиблись в выборе.

А в 1938 году Мясищева арестовали. Набор по тому времени стандартный - вредительство и подготовка к совершению контрреволюционных преступлений. Присудили десять лет. Отсидел два, и те в "шарашке", а не в лагерях. В 1940 году освобожден досрочно. Реабилитирован в 1955 году.

Странное это было место. Один из репрессированных, авиаинженер Леонид Кербер вспоминал: "Охранник разводит нас по "месту жительства", как он это называет, по камерам, как думаем мы. Дверь за нами замком не лязгает. Осматриваемся. По стенам 30 солдатских коек, покрытых байковыми одеялами, у каждой тумбочка, на ней пачка папирос "Дукат", окно в решетке, несколько стульев. Уже другой охранник произносит что-то вроде "пожалуйте ужинать". Человек полтораста, сидящих за столами, покрытыми белоснежными скатертями, одновременно поворачивают головы, кто-то вскрикивает, кто-то бежит навстречу, много знакомых, дружеских лиц, к нам тянутся руки. За разными столиками находим: А. Н. Туполева, В. М. Петлякова, В.М. Мясищева… одним словом, весь цвет русской национальной авиационной мысли".

Абсурд, конечно, но в то время это никого не удивляло.

Портфолио авиаконструктора

На счету Владимира Мясищева и его конструкторского бюро не одна серьезная машина. Первой, так сказать, самостоятельной работой стал стратегический бомбардировщик М-4, узнавший небо в 1953 году. Это был первый в мире тяжелый бомбардировщик на реактивной тяге.

Затем был стратегический бомбардировщик М-6, отличавшийся от М-4 большей дальностью полета.

В 1981 году взлетел тяжелый транспортный самолет "Атлант". Самого конструктора уже три года не было в живых, но его конструкторское бюро продолжало работать. Высотный разведчик "Стратосфера". Стратегический бомбардировщик М-18 с изменяемой геометрией крыла. Самолет-ракетоносец М-20. Межконтинентальный стратегический сверхзвуковой бомбардировщик М-50.

Кстати, Владимир Михайлович создавал и проекты сверхзвуковых пассажирских самолетов. Он вообще, как говорится,  опережал свое время. Министр авиационной промышленности СССР Дементьев по этому поводу как-то сказал: "Проекты Владимира Михайловича Мясищева будут реализованы, когда будут забыты наши могилы!".

Как это нередко бывает, бренд "Мясищев" пережил своего создателя и пока не собирается сдаваться. Так что, впереди возможно многое.