Говорить о том, когда в России появилось пиво, не имеет никакого смысла. Дело в том, что оно сильно старше самой России. Еще и государства такого не было, и слова даже не было, а пиво уже было. Им услаждали душу наши предки - славяне из древних племен.
Само же слово "пиво", как не трудно догадаться, происходит от слова "пить". То есть, это был главный напиток славян.
С европейскими сортами россияне познакомились во время правления Екатерины Великой. Дородная императрица немецких кровей жить не могла без пенного напитка. Предпочитала, тем не менее, английские сорта. Они-то и заполнили собою русский пивной рынок.
Представьте себе: крепостничество, разбитые дороги, пугачевщина, полная безнадега, а в заплеванных харчевнях подают исключительно красные эли и черные стауты.
Но только в середине XIX века пиво приобрело привычный вид и вкус. Появились новые технологии, напиток стали фильтровать. На многочисленных пивных заводах стали выпускать сорта, популярные у наших западных соседей - "Пльзенское", "Баварское", "Мюнхенское", "Венское".
Реклама архангельского заведения сообщала: "Знаменитый ресторан-гостиница "Бар"! Только у нас бокал мюнхенского, пльзенского пива за 10 копеек!"
Пиво очень любила Марина Цветаева. И без меры поила им свою дочь Ариадну. Один из современников вспоминал, как поэтесса предложила девятилетней девочке то ли пятую, то ли шестую кружку. Но та отказалась: "Нет, спасибо, мне хватит. А то я буду пьяная как Андрей Белый".
По всей России открываются пивные заведения. Их называют "биргалками" от немецкого слова "бирхалле", то есть, пивной зал. Более демократичные пивнушки называют портерными.
В качестве закуски к пиву подавали черные соленые сухарики и сухой горох, плавающий в соленой воде.
Чехов утверждал, что слава - это когда тебя узнают в пивных. Он же писал своему брату Александру: "Будь ты немцем, ты пил бы даром пиво во всех биргалках, где торгуют немки".
Студенты же устраивали пивные состязания. Газета "Мариупольская жизнь" писала о московской жизни: "Зайдем в популярную студенческую пивную района Тверской.
Вот сидит худощавый стройный студент князь Ш. Уже три часа как он вливает кружка за кружкой в свою внутренность. У него несколько конкурентов. Но этот полный студент, что сидит против, остановился на 56-й кружке и дальше ни с места. А он самый опасный противник. Другие же, похилее, давно "полегли костьми"".
Закуску к пиву выпускала даже московская кондитерская фабрика "Эйнем". Литературовед Борис Иванович Пуришев вспоминал: "Среди мучных изделий мне запомнились небольшие пузатые соленые рыбки, особенно привлекавшие внимание любителей пива. Но и дети, не пившие пиво, охотно грызли эти фигурки".
Торговлю пивом всячески пытались ограничить, запретить, ужать: "Господином обер-полицмейстером объявлена благодарность околоточному надзирателю 2-го уч. Арбатской ч. Карпенко за задержание двух разносчиков, продававших пиво из ручных тележек".
А вот что писала газета "Московский листок" в 1901 году: "В доме Прохорова на проезде Петровского бульвара, по взломе дверных замков, громилы обокрали ночью пивную лавку Трехгорного пивоваренного завода, откуда похитили старинные часы, все папиросы, несколько ведер пива, все закуски и с похищенным скрылись".
В 1914 году пиво в России прекратили выпускать - в связи с началом Первой мировой войны в стране ввели сухой закон. Пивзаводы начали производить фруктовые шипучки. Но в эпоху нэпа все возобновилось. Пиво даже Маяковский рекламировал:
Долой запивающих до невязания лык, но пей Трехгорное пиво - пей "Двойной золотой ярлык".
Он же расхваливал и бывший ресторан "Прага":
Здоровье и радость - высшие блага - в столовой "Моссельпрома" (бывшая "Прага"). Там весело, чисто светло, уютно, обеды вкусны, пиво не мутно.
На пиво возложили важную задачу - с помощью него народ решили отучить от употребления водки. Пиво пропагандировалось как здоровый, полезный напиток. Повсюду открывались пролетарские пивные, там можно было и недорого поесть, и почитать советскую газету, и сыграть в шашки.
Результат вышел немного не таким, как ожидалось. Пиво народ оценил, но и от водки не отказался. Возникла добрая традиция совмещать эти напитки.
Водка без пива - деньги на ветер. Или наоборот: пиво без водки - деньги на ветер. Кому как больше нравится.
В результате на пиво подняли акцизы, оно стало стоить чуть ли не дороже коньяка, да при этом еще и сделалось дефицитом. Как мы помним, герои романа Ильфа и Петрова "Золотой Теленок" в летнем кооперативном саду города Арбатова столкнулись с объявлением: "Пиво отпускается только членам профсоюза". Время действия романа - 1930 год.
А самым популярным сортом со временем сделалось довольно заурядное "Жигулевское". При том, что его родина - самарский завод фон Вакано - до революции не был особо раскрученным брендом.
Кстати, "Жигулевским" это пиво стало только в социалистические времена. Раньше оно называлось "Венским".
В советское время пивные, фактически, сделались клубами. Туда, правда, ходили одни лишь мужчины, но зато самых разных профессий и социальных слоев. Там пили просто пиво, пиво с водкой - так называемый ёрш - и самые фантастические пиво-водочные коктейли. Например, на дно кружки, заполненной пивом аккуратно опускалась рюмка с водкой.
Этот напиток назывался "водолаз".
Приятного вам опьянения.