Чернышевский с приставленными волосами

В каждом крупном городе России обязательно стояли памятники царям. Саратов не был исключением - здесь, перед Кафедральным собором возвышалась фигура Александра II.

После революции все эти памятники уступили место памятникам Ленину. А вот в Саратове на месте Александра - Чернышевский, а не Ленин.

Памятник Чернышевскому.

Поставить в городе памятник Александру было делом чести. Саратовцы вдруг спохватились - как же так, в Самаре стоит монумент "царю-освободителю", в Астрахани - тоже стоит, а мы что, хуже что ли? И в январе 1896 года городская дума приняла решение - соответствующий памятник поставить, и при этом "на одной из лучших площадей".

Собрали деньги, объявили конкурс. Победили два проекта - один под девизом "Царь освободил, а мужик не забыл", а другой - "Не в силе Бог, а в правде". Однако городскому голове понравились другие разработки - "Правда" и "Заря". Одна, как после выяснилось, скульптора Волнухина, другая - скульптора Чижова. Их и взяли за основу. 

Затем долго рыли котлован, искали подрядчиков, что подешевле, и вдруг спохватились - уже 1907 год, скоро пятидесятилетие освобождения крестьян. Устроили у котлована нечто наподобие торжественной закладки (при том епископ Гермоген сказал: "Пусть этот памятник напоминает нам святую невинную кровь царя-мученика"). И в 1911 году памятник все-таки открыли.

Собственно статуя государя ничем не была примечательна. Интерес вызывали фигуры по краям постамента. Они символизировали основные достижения царя. К примеру, статуя "Освобождение крестьян" изображала некоего крестьянина с лукошком, осеняющего себя православным крестом.

- Глядите, на что крестится крестьянин, - говорили саратовцы. - На немецкую кирху! Нельзя что ли было его развернуть к православному храму - ведь рядом стоит.

Композиции "Освобождение славян", "Народное образование" и "Гласный суд" приняты были более спокойно.

В восемнадцатом году статую, разумеется, снесли. Местная газета опубликовала подробный отчет об этом важном событии: "Фигура самодержца была опутана уже цепями и на шее красовался плотно затянутый столыпинский галстук, перекинутый через перекладину над головой… Скоро лебедка мелодично загремела и бронзовая площадка, на которой стояла фигура императора, вместе с ней отделилась от гранитного монолита… Поднятая затем чуть-чуть выше, фигура царя заколебалась, кивнула в сторону лютеранской церкви, повернулась в сторону архиерейских покоев и безнадежно поклонилась всем корпусом вниз… Когда император стал по бревнам сползать вниз, один рабочий добродушно поддерживал его за громадную руку, весело улыбаясь в сторону. Другой рабочий в это же время ухватился за растрепанный конец пенькового каната, который был обмотан на шее царя, словно боясь, что царь нечаянно выскользнет из петли. Мимо памятника проходил красноармейский отряд".

Памятник был уничтожен. В дело пошли только лишь постамент и скульптура "Народное образование". Постамент со временем перенесли к вокзалу, и установили на него памятник Дзержинскому. "Народное образование" торжественно открыли заново у здания детской больницы под другим названием - "Первая учительница".

А на месте памятника Александру в 1953 году открыли статую Чернышевского работы скульптора Кибальникова. Перед отливкой памятника его глиняную модель показывали Сталину. Тот потребовал, чтобы у Чернышевского убрали чересчур длинные волосы. Волосы сразу же спилили, а затем тихонечко приставили обратно. Видимо, рассчитывали, что товарищ Сталин и его помощники не поедут на экскурсию в Саратов.