Южная речная сказка

В тени северного брата

Северный речной вокзал известен больше Южного. Не удивительно - он выстроен в традициях сталинского архитектурного максимализма, и с него отправляются роскошные белые лайнеры в сказочные круизы по матушке-Волге. Но Южный вокзал и Южный порт, два эти скромных и неутомимых трудяги, значат не меньше для жизни Москвы. А может быть, даже и больше.

Южный речной вокзал.

Южный речной вокзал старше Северного на пять лет. Он вступил в действие в 1932 году, и поначалу размещался у Даниловского моста. Там сейчас находится причал "Автозаводский мост". 

До окончания строительства канала имени Москвы, пароходы попадали в Волгу через Оку.

Вокзал похож на шапито

Это было нарядное деревянное здание, напоминавшее цирк шапито. Разве что некоторые особенно важные его фрагменты сделали кирпичными - из соображений безопасности. Автор проекта - архитектор Роман Хигер. Вокзал вышел очень даже неплохой. Пресса писала: "Слева от главного вестибюля находятся комнаты матери и ребенка, справа - служебные помещения, обслуживающие и пригородный павильон; во втором этаже расположены комнаты гостиниц для прибывающих пассажиров (с лестницей из главного вестибюля); служебные помещения ресторана (раздаточная, моечная, заготовочная, очажная и пр.) связаны с первым этажом и подвалом изолированной лестницей и грузовым лифтом. В подвале здания находятся: холодильные камеры ресторана, склады продуктов и прочие вспомогательные помещения.

При входе в главный вестибюль установлены телефонные будки по пути движения к залу ожидания - кассы и справочное бюро. Далее - прием багажа и ручной клади, хранение которых предусмотрено в первом этаже и в подвале (связь лифтом). В центре зала ожидания, имеющего правильную восьмигранную форму, просторная парадная лестница ведет в ресторан. Антресоль идущая по всему периметру зала ожидания, шириной в 2,5 м, предназначена для читальной, шашечной и пр. Ресторан окаймлен террасой, обращенной к реке".

Здание было увенчано шпилем и шаром, в котором должны были установить очень мощную лампу - этакий южный речной маяк. Но до лампы руки так и не дошли.

Здание вокзала явно оживило тогдашнюю окраину Москвы. Не удивительно, если учесть, что в ресторан пускали не одних лишь водных путешественников, а всех, кто пожелает.

"На ложных позициях"

Здание Южного речного вокзала стало самой известной работой Романа Яковлевича. Ничем больше проявить себя не удалось. В 1949 году Хигера обвинили в космополитизме. Причиной послужила диссертация на тему "Опыт планирования населенных мест и жилищного строительства США", которую он защитил двумя годами раньше.

"Правда" опубликовала статью под названием "На ложных позициях": "Расшаркиваясь перед буржуазным Западом, Хигер выступает в своих "трудах", как яркий проповедник буржуазного конструктивизма. Рабское преклонение перед американской строительной практикой, неприкрытая пропаганда вздорной сказки о жилищных условиях трудящихся в Америке - таковы "идеи", пронизывающие "труды" этого безродного космополита".

До тюрьмы и до расстрела дело не дошло. Но архитектора исключили отовсюду, откуда его только можно было исключить, заказы прекратились. Некогда неунывающий, жизнерадостный одессит, он очень сильно переживал, тяжело болел, полностью оглох и умер в 1985 году в бедности и безвестности.

Культурный центр районного масштаба

Южный вокзал на протяжении долгого времени слыл здешним социальным и культурным центром. Когда в 1958 году неподалеку оборудовали новую платформу Павелецкого направления, ее так и назвали - "Речной вокзал". Переименовали лишь когда вокзал отсюда съехал, да и то не сразу - в "ЗИЛ". Впрочем, с прошлого года эта платформа называется "Тульская".

В пятидесятые годы планировалось деревянный вокзал заменить капитальным, кирпичным, все вокруг реконструировать, облагородить. Путеводитель тех лет рисовал идеальную картину ближайшего будущего: "Теплоход плывет с низовьев Москвы-реки. Поднявшись на водной подушке Перервинского шлюза, он входит в озеро. Позади глохнет гул водопада, низвергающегося с плотины.

Пассажиры теплохода спешат на носовые палубы. Раскидывая острым форштевнем волны, теплоход берет курс на виднеющуюся высокую белую колонну, стоящую над городком портовых зданий…

Речной вокзал похож на Химкинский, он увенчан такой же башней под звездой. Скульптура, фонтаны. Вглубь от реки идут улицы, застроенные новыми домами, чередующимися с зелеными площадками.

На набережной - здания кино, кафе, ресторанов. Из окон хорошо видна гавань.

На противоположном берегу Москвы-реки - густой парк и трамплины водной станции, в парке беседуют статуи, беседки".

В стиле советского модернизма

Судьба же, как водится, распорядилась иначе. К семидесятым деревянная постройка, к тому же расположенная у воды, пришла в негодность. Восстанавливать ее не стали, а устроили новый вокзал на новом месте, на Нагатинской набережной. Там, где сегодня находится пристань "Кленовый бульвар". Это была времянка, дебаркадер. И в 1985 году было выстроено современное здание. Автор проекта - архитектор Юрий Коган, построивший помимо этого еще пару речных вокзалов. В Осташкове (Тверская область) и в Самаре (бывший Куйбышев).

Новый вокзал был выдержан в стиле советского модернизма (его иногда называют "брежневским стилем"). Поначалу фасад украшала скульптурная группа работы Салавата Щербакова на тему "Москва - порт пяти морей". Пять девушек обозначали Черное, Азовское, Каспийское, Балтийское и Белое моря. К сожалению, эти фигуры не пережили ремонта 2013 года. Кроме того, здание украсили огромным неработающим компасом и башенкой со шпилем - этаким романтическим корабликом с высокой мачтой. Получилось в меру пафосно и в меру озорно.

Дальнейшая судьба

Логично было бы предположить, что Северный речной вокзал обслуживал северное направление, а Южный - южное. Если подобное и было, то весьма условно. По крайней мере, первым судном, отшвартовавшимся от этого вокзала, стал двухпалубный теплоход "Павел Юдин". Он совершал туристический круиз до Астрахани и обратно. Астрахань, конечно, город южный, но такие путешествия чаще начинаются от Северного вокзала.

У теплохода же своя история. Он был сооружен в столице Венгрии, в городе Будапеште в 1963 году. Первое время назывался "Днестр", но в 1977 году его переименовали в честь бывшего директора Московского речного пароходства Павла Григорьевича Юдина. В 1993 году судно списали и частично разобрали. Тем не менее, его ржавеющие останки и сегодня "украшают" Клязьменское водохранилище, зону отдыха "Троицкое".

Именно здесь, на Южном вокзале традиционно начинался популярный круизный маршрут под названием "Московская кругосветка": Южный речной вокзал - Ока - Нижний Новгород - Волга - Канал имени Москвы - Северный речной вокзал.

Но, к сожалению, в наши дни вокзал практически утратил свои корабельные и пассажирские функции. Фактически, здание доживает свои дни и ждет, когда его снесут.

В Южном порту

Недалеко от Южного речного вокзала находится Южный речной порт. Он самый большой из трех московских портов (помимо Южного и Северного есть еще и Западный, в Филях). Территория Южного порта - 29,6 гектаров, плюс , 1,1 гектара у причала в Печатниках. Порт связан железнодорожным сообщением со станцией Угрешская, а через нее и со всей Московской железной дорогой.

Первые корабли пришли сюда осенью 1940 года. Они были загружены овощами и картошкой, преимущественно из подмосковных хозяйств. Техники - в первую очередь, портовых кранов - было тогда немного, она прибывала постепенно. В том числе и трофейная - после войны.

Путеводитель по Москве 1954 года сообщал: "Южная гавань связана с железной дорогой, и поэтому там часто груз передается прямо из трюма судов в вагоны. Сюда поступают золотистая пшеница Поволжья, каспийская нефть, железо, строительные грузы, изделия промышленности волжских, окских и камских городов". 

Но главное, что этот порт, в отличие от речного вокзала, до сих пор действует по своему прямому назначению.