Магги, великий и ужасный

Мало какой продуктовый бренд похвастается такой противоречивой репутацией, как Магги. Во всяком случае, в России. С одной стороны, многие их покупают, постоянно ими пользуются. А с другой - так же часто и так же помногу ругают.

Реклама Магги.

Магги определенно сделался сакральным брендом. Хотя на самом деле это всего-навсего добавки и пищевые концентраты.

История Магги сравнительно невелика. Швейцарская фирма Julius Maggi & Cie появилась на рынке в 1885 году. Она предложила домашним хозяйкам девять пищевых смесей на основе гороховой и бобовой муки. Смеси были разработаны коллективом кулинаров и врачей под руководством доктора Шулера (в нашем случае это не характеристика, а имя - Fridolin Schuler). Он был всерьез обеспокоен скудностью рациона простого рабочего. Сетовал, что шнапс - единственный источник калорий для простонародья. Был одержим благородной идеей быстрой в приготовлении, недорогой и полезной еды.

И наконец-то отыскал единомышленника - кулинара и предпринимателя Джулиуса Магги.

А уже на следующий год швейцарцы выпустили свои первые  супы. Там были и скромные овощные бульоны, и "деликатесы" вроде супа со вкусом телячьих мозгов. К суповым концентратам радостно присоединились концентраты соусов. Например, трюфелевого.

Конечно, в мясном супе не было ни грамма мяса, а в соусе ни крошки шампиньона. В каждом блюде за энергетические и медицинские показатели (калорийность и прочее) отвечали бобы и горох, а за вкусовые - вся таблица Менделеева, разработанная русским гением 15 лет назад. Главное, что покупатель был счастлив.

Но только не россиянин. Соотечественник Менделеева привык во всем видеть подвох.

И началось.

Газеты без устали рекламировали чудесные кубики и порошки: "Кипятком из самовара можно легко приготовить, растворив в нем кубики магги-бульона за 4 коп., большую чашку настоящего мясного бульона. Важно для всех! Варение мяса отныне излишне. Небывалая экономия времени, труда и топлива. Продается во всех гастрономических и др. торговлях".

И при чем здесь чашка? Это чай из чашек пьют. Суп едят из тарелок. Может, это чай? Вообще, похоже. На плиточный, китайский. Но так тогда и написали б - "чай". Чего мудрят?

Кубики Магги стали необычной пищей для странных едоков. Или едой во всевозможных экстремальных ситуациях.

Гумилев писал в стихотворении "Экваториальный лес":

Вплоть до ночи он ел неумело и жадно,
Клал сардинки на мяса сухого ломоть,
Как пилюли проглатывал кубики магги,
И в абсент добавлять отказался воды.

Скульптор и альпинист Е. Абалков писал в дневнике: "Холодно, ветер, а в палатку влезть нельзя: Даниил Иванович принялся варить магги и чай, заняв, конечно, все место. Зато с каким удовольствием принялись за горячее!"

И он же, вскоре после этого: "Принимаюсь за приготовление чая. На магги что-то не тянет". 

А когда в голодном 1918 году Василий Розанов купил две банки кубиков, его товарищ, Сергей Николаевич Дурылин пришел в ужас: "Обе банки были с кубиками сушеного бульона "Магги"... Он истратил на бульон все деньги, а "Магги" был никуда не годен - и вдобавок подделкой".  

Как говорится, вот уж приложил, так приложил. 

Магги снова ворвался в Россию в 1996 году. Это была эпоха концентратов. Кнорр, Юпи, всяческие быстрорастворимые какао и порошковое картофельное пюре. На этом фоне колбаса с сосисками воспринимались как предельно натуральные продукты. Даже излишне натуральные.

Тем более, что Магги за десятилетия успели позабыть. Бренд как бы перезагрузился, его негативный флер остался в прошлом. 

Но прошло несколько лет, и Магги снова стал символом неприкаянности, неустроенности и, в конце концов, житейской глупости.Но когда никто не видит, можно пару кубиков и заварить. Главное - сделать это в чашке.

(Написано для сайта "Свежие Рецепты")