Москва - город для приезжих

Позднесоветская Москва яростно защищала себя от приезжих. Талоны на водку и на сигареты. Продуктовые "заказы" и импортные сапоги по месту работы. Книжные лотереи по месту жительства, с обязательной проверкой штампика прописки в паспорте. "Визитные карточки покупателя", которые сразу прозвали "карточками москвича".

Не дадим, не поделимся и не уступим! Сами все выпьем, съедим, прочитаем, износим и выкурим!

Так было не всегда. После революции в Москве установился настоящий культ приезжих. Именно для них устраивали многочисленные Всесоюзные фестивали. В институтах им придерживали специальные места для поступления. Про них снимали лучшее кино - "Волга, Волга", "Девушка без адреса", "Свинарка и пастух". И ради них роскошные доходные дома нарезали на коммуналки.

Даже московские автобусы пустили не для москвичей, а для приезжих. Это произошло в 1924 году, и первый маршрут связал Белорусский и Казанский вокзалы. По нему ездило восемь машин, и в каждой - приезжие с фибровыми чемоданами.

Старый автобус у Белорусского вокзала.

Затем к автобусной системе присоединили Киевский, Виндавский (ныне - Рижский), прочие московские вокзалы. Автобус начал ездить в областные города. Придумали и специальные автобусы для пассажиров с большим количеством багажа. Их называли "грузовыми".

И, по большому счету,  только с появлением спальных районов вроде Бибирева и Бусинова, автобус сделался транспортом москвичей - иначе в те районы было просто не пробраться.

"Ишь, понаехали тут!" - кричали пассажиры с "карточками москвича" на других пассажиров - с провинциальной внешностью и с крутым колбасным запахом из сумок. Даже не подозревая, что московские автобусы - исторически их транспорт.

(Написано для сайта "Совсем другой город")