О вреде золочения скульптур

Главная достопримечательность Царского Села (сегодня - город Пушкин) - конечно, Большой Царскосельский дворец, он же Большой Екатерининский. Притом имеется в виду Первая, а не Вторая Екатерина. Именно при ней и по ее приказу в 1717 году было заложено это архитектурное чудо.

Царскосельский дворец.

Впрочем, не совсем оно. Тот дворец, что был построен в 1724 году немецким архитектором Иоганном Браунштейном, представлял из себя скромное здание голландской архитектуры всего лишь с шестнадцатью комнатами. Для царицы - вообще ничего.

В 1741 году на престол восходит Елизавета Петровна, младшая дочь предыдущей хозяйки. Ей тесно в мамашкином домике. Тесно и недостаточно роскошно. И теперь уже не бережливый немец, а сразу три русских архитектора - Михаил Земцов, Андрей Квасов и Савва Чевакинский - перестраивают загородную резиденцию правительницы Российской империи.

Но Елизавета Петровна опять недовольна. И в 1752 году за дело берется теперь уже итальянский архитектор Бартоломео Растрелли. Варфоломею Варфоломеевичу, как его звали в России, предоставляют практически неограниченный бюджет. И спустя четыре года появляется шедевр, которым до сих пор никак не налюбуется человечество.

Один из иностранных дипломатов восхищался: "Здесь все роскошно и великолепно, недостает только одного - футляра для этой неоценимой драгоценности".

Впрочем, и саму царицу можно запросто считать соавтором этого архитектурного шедевра. Она то и дело отдавала указания такого рода: "С правого и левого флигелей и среднего дому кровли и потолок сломать и построить оные флигели и средний дом вышиною против тех покоев, которые вновь построены по обе стороны среднего дома".

И так далее.

Здесь впечатляет все. Даже размеры. Длина дворца - 325 метров. "Катальная гора", снабженная особенными креслицами на колесиках. Вверх эти креслица вкатывать было не нужно - для этого предусмотрели специальный механизм. Обилие колонн, картин, скульптуры. Всюду позолота.

Отдельным штрихом - Янтарная комната. По указанию Елизаветы ее вынули из Эрмитажа и установили здесь, в Большом дворце. Правда, не все были в восторге от такого дива дивного. Елизавета Янькова, известная мемуаристка, писала: "Янтарная комната, про которую столько кричали, когда ее отделали и считали чудом, мне совсем не так понравилась, как я ожидала после всего, что я про нее слышала: я думала, что янтари подобраны под цвет и составлены из них разводы и узоры, а увидела я сплошную мозаику из мелких и крупных кусочков разной величины, вразброд и как попало".

А вот Екатерине Великой, с именем которой ошибочно связывают Екатерининский дворец, он как раз не понравился. Матушка-императрица его назвала "взбитым кремом". Она была дама серьезная, пьянкам с гусарами предпочитала кабинетный труд. Продолжила было золотить статуи в парке, но, ознакомившись с бюджетом, распорядилась это расточительство прекратить. Вела переписку с Вольтером, вслушивалась в доклады высоколобых министров. А еще больше - в сообщения статс-секретаря и знаменитого поэта Гавриила Державина.

Впрочем, Гавриил Романович со своими многотомными делами и требованиями разобраться в них, в конце концов наскучил государыне. Державин получил отставку. Потому что во всем следует придерживаться меры. Императрицу не нудить, статуи не золотить, а вот янтарики неплохо подбирать под цвет и складывать в узоры.

(Написано для портала "Полит.ру")