Немного географии. Московской
Не удивительно, что многие улицы в районе Аэропорт носят названия, близкие к авиации. Улица Коккинаки, улица Авиаконструктора Яковлева, улица Академика Ильюшина, просто Авиационный переулок. И среди них - улица Пилота Нестерова.

Эта улица невелика - всего 580 метров. Ее назвали так в 1961 году, а раньше это были два переулка, следующие один за другим. Стрельнинский (между Ленинградкой и Красноармейской улицей) - в честь знаменитого дореволюционного ресторана "Стрельна". И Большой Эльдорадовский (между Красноармейской и Планетной улицами) - в честь дореволюционного же ресторана "Эльдорадо".
"Стрельна" находилась на левой стороне улицы пилота Нестерова, между Ленинградкой и Красноармейской. К сожалению, от нее осталась только память. Здание же "Эльдорадо" сохранилось, его адрес - Красноармейская улица, дом 1. Даже удивительно, что эти явно вражеские, с точки зрения коммунистической морали, переулки никто не трогал целых 44 года советской власти.
Способный поручик
Петр Нестеров родился в 1887 году в семье нижегородского кадрового офицера. В десятилетнем возрасте он поступает в тамошний кадетский корпус. Затем - столичное, Михайловское артиллерийское училище. Служба во Владивостоке. Именно там и происходит его знакомство с авиацией - поручик Нестеров командирован во Владивостокскую крепостную воздухоплавательную роту.
Все только начиналось, строгих правил и законов не существовало. Каждый авиатор был исследователем. Нестеров, например, всего несколько раз поднявшись в воздух, сформулировавал свою методику корректировки огня. Тогда же, в 1910 году он собственными руками собрал аэроплан. И даже полетал на нем. В то время подобные опыты часто заканчивались трагедией, но Петру Николаевичу повезло. Он сумел не только взлететь, но и приземлиться.
Затем способного поручика командируют в Гатчину, в Офицерский класс Офицерской воздухоплавательной школы. Именно там в 1912 году он совершает первый самостоятельный полет на аэроплане. А в свободное время пилот наблюдает за птицами. Но это интерес не зоолога, а инженера. Он хочет подсмотреть у птиц какие-то секреты, а затем ими воспользоваться. В результате появляется концепция самолета без вертикального оперения. Командование относится к нему скептически, но потом все же дает добро на сооружение новой машины. Правда, категорически отказывает в средствах.
Что ж, не привыкать.
А в 1913 году пилоту присваивают звание военного летчика и направляют в Киев. До смерти, увы, остается совсем ничего. Притом самое интересное в жизни Петра Николаевича только начинается.
"Ньюпор" Нестерова
В Киеве Нестеров уже не занимается созданием собственных машин с нуля. Он переделывает французский самолет "Ньюпор-4". Убирает вертикальное оперение, укорачивает фюзеляж, сильно увеличивает площадь рулей высоты. Самолет явно утрачивает былое изящество. Можно даже сказать, что становится страшненьким и лопоухим. Зато на нем можно выкидывать коленца, прозванные высшим пилотажем.
"Русское слово" сообщало в сентябре 1913 года: "Военному летчику поручику Нестерову удалось сделать головоломное сальто-мортале в воздухе. В присутствии массы публики и многих военных летчиков поручик Нестеров поднялся на "Ньюпоре", на высоте 1 000 метров выключить мотор и круто, почти вертикально начал планировать.
Спустившись с громадной скоростью до 600 метров, поручик Нестеров опять включил мотор, ринулся вверх и сделал круг в вертикальной плоскости. Публика ахнула.
Один момент аппарат оказался колесами вверх, а летчик вниз головой. Но уже в следующее мгновение аэроплан принял нормальное положение и плавно опустился на аэродром.
Поручику Нестерову устроили грандиозную овацию".
На таран
Петр Николаевич закладывает глубокие виражи, сажает машину с заглушенным двигателем, совершает ночные полеты, впервые проводит так называемую маршрутную киносъемку. В хвосте нестеровского самолета возникает особый ножик для вспарывания вражеских дирижаблей. Появляется трос с грузиком - чтобы накидывать его на лопасти винтов вражеских самолетов.
Переделки самолетов продолжаются. Ими уже интересуются простые обыватели. 28 июня 1914 года "Мариупольская жизнь" сообщает: "Руль направления штабс-капитан Нестеров совершенно выбросил, а рули глубины расположены под углом. В таком виде рули глубина исполняют функцию руля направления. Вместе с тем, каждый руль глубины действует вполне самостоятельно. Управление сосредоточено в одной рукоятке".
А ровно через месяц начинается Первая мировая война. И все эти пацанские шалости вдруг становятся делом крайне серьезным.
Нестеров направляется на Юго-Западный фронт. Австрия объявляет огромную премию тому, кто собьет самолет Петра Николаевича. Но до этого не дошло. 8 сентября того же 1914 года Нестеров сам пошел на таран и погиб.