В 1871 году в Царицын (ныне - Волгоград) пришла Грязе-Царицынская железная дорога. Поселок Грязи Тамбовской губернии был довольно крупным транспортным узлом - в нем соединялись Орловско-Грязинская и Козловско-Воронежская железные дороги. И таким образом Царицын получил железнодорожное сообщение с центральной частью России. А на месте нынешней станции Волгоград-1 построили новый кирпичный вокзал.

Главной задачей новой железной дороги были грузовые перевозки. В первую очередь - зерно, нефть, рыба и соль. Воровали там страшно. Максим Горький писал: "Проверять грузы необходимо было, потому что от Волжской на Крутую по подъему поезда шли медленно и этим очень пользовалось удалое казачество, - бочки сельдей, севрюги, бочата икры фокусно исчезали. В ту пору Грязе-Царицынская дорога до того прославилась воровством на ней, что начальнику товарного отдела М.Е. Ададурову разрешено было пригласить на службу "политически неблагонадежных", как людей, которые не умеют и не станут воровать...
Старые служаки Грязе-Царицынской дороги всячески старались "подсиживать ададуровцев", мешавших воровству в товарном отделе; пускались на различные хитрости и подлости, чтобы замарать "неблагонадежных", поднадзорных".
Сам горький работал на этой железной дороге в конце 1880-х годов. Сначала сторожем на станции Добринка, затем его перевели на станцию Борисоглебск, а в конце своей железнодорожной карьеры он служил весовщиком на станции Крутая.
Вокзал же в Царицыне в 1931 году был надстроен вторым этажом и расширен. Во время Сталинградской битвы его сильно разрушили, но уже спустя несколько месяцев восстановили. А в 1954 году на месте старого вокзала соорудили новый, по проекту архитекторов Александра Куровского и Самуила Брискина. Сейчас это один из интереснейших архитектурных памятников своей эпохи.