КИМ-10: первая малолитражка

25 апреля 1940 года в Москве был произведен первый советский серийный малолитражный легковой автомобиль - КИМ-10. Корейская фамилия нас не должна смущать, поскольку это вовсе не корейская фамилия, а аббревиатура - Коммунистический интернационал молодежи. Так называли молодежную секцию Коминтерна - Коммунистического интернационала. И так в это время называли завод, ныне известный как АЗЛК и "Москвич" - Московский автомобильный завод имени КИМ.

КИМ-10.

Фактически, КИМ-10 - советский дженерик "Форда Префект" 1939 года. О приобретении лицензии речь, разумеется, не шла. В то время такие вопросы решались в СССР ковбойскими методами. Как известно, в тридцатые годы бывшие беспризорники Антона Макаренко взяли немецкую "Лейку", разобрали до винтика, потом вновь собрали - и получилась серийная советская фотокамера ФЭД.

Впрочем, вернемся к КИМ-10. Были разработаны две версии - седан и фаэтон. Планировали сделать этот КИМ общедоступным. В том числе и разыгрывать в лотерею. Вообще же основной расчет делался на ударников труда. Они со своими доходами могли накопить на КИМ-10 примерно за полтора-два года. Стоимость автомобиля была порядка 7000 рублей.

Увы, Великая Отечественная война полностью изменила эти планы. Завод перепрофилировали на оборонные нужды, а после Победы об автомобиле уже не вспоминали.

Всего успели выпустить менее 400 машин.

И, разумеется, этот автомобиль вошел в отечественный кинематограф. В комедии Константина Юдина "Сердца четырех" ее герои застревают посреди реки в КИМ-10, версия фаэтон. Впрочем, во время съемок - вероятно, для надежности - использовался подлинный, как бы сегодня сказали, родной "Форд Префект".